воскресенье, 18 марта 2018 г.

О событиях столетней давности, не утратившее актуальности

"Братие! Настало время покаяния, наступили святые дни Великого Поста. Очиститесь от грехов своих, опомнитесь, перестаньте смотреть друг на друга, как на врагов, и разделять родную землю на враждующие станы. Все мы - чада одного Отца Небесного... Пред лицом Страшного, совершающегося над нами Суда Божия, соберемся все вокруг Христа и Святой Его Церкви. 

Будем молить Господа, чтобы смягчил Он сердца наши братолюбием и укрепил их мужеством, чтобы Сам Он даровал нам мужей разума и совета, верных велениям Божиим, которые исправили бы содеянное злое дело, возвратили отторгнутыя и собрали расточенныя. ...Убеждайте всех усердно молиться Господу, да отвратит Он праведный гнев Свой, грех наших ради на ны движимый, да укрепит наш расслабленный дух и восставит нас от тяжкого уныния и крайнего падения. И милосердный Господь сжалится..."

Обращение к пастве Святейшего Патриарха Тихо
на 5 (18) марта 1918 года


"...всему миру и на все времена ясно было, что не от расположения, не от содействия властей государственных растет и процветает Церковь, а лишь силою всемогущего Бога. Купина горела и не сгорала. Это было потому, что в ней присутствовал Бог... Горела Церковь в пламени мучений и кровавых гонений, но в то же время лишь росла и крепла, – разве нужно еще более ясное знамение того, что неотлучно в ней пребывает Своими благодатными силами Господь Бог? От Него Церковь получала и получает всегда свои духовные силы. Им она жила и живет, от Него питается. Он один её укреплял. Один Он её спасал. Об этой то великой истине своею кровью свидетельствовали мученики... Слава и благодарение Господу Богу, всегда победители нас творящему!

Кого гнали? Кого преследовали? Разве христиане были мятежники и бунтовщики? Разве они были врагами государственного строя и государственной власти? Но разве не в их назидание ап. Петр рядом с "Бога бойтеся" писал "царя чтите?" Не их ли наставлял ап. Павел прежде всего творить молитвы, моления и прошения за царя и за всех, иже во власти? Не учил ли их Сам Христос воздавать кесарево кесарю? Не в их ли священных книгах, как великая истина, возвещалось учение о том, что нет власти не от Бога и что сущие власти от Бога установлены? И разве переставали христиане повиноваться власти, разве переставали они молиться за власть, несмотря на обиды бесконечные, которые чинила им власть? Кого гнали? Кого преследовали? Государство казнило своих друзей, гнало своих молитвенников. Какая несправедливость! Какая неблагодарность! 

Государство, братья, не столько нужно Церкви, сколько Церковь государству. Церковь знает, что она может обойтись без государства; она пребыла непоколебима и тогда, когда её гнало и преследовало государство. Но без Бога, без веры, без совести, без добродетели, – одним словом, без Церкви разве не будут всегда колебаться самые главные основы строя и порядка государственного? Неужели не ясно кому-нибудь, что враги Церкви и враги государства – одни и те же люди?

Священномученик Иларион (Троицкий), архиеп. (1886-1929) Речь в день празднования 1600-летия со времени издания Миланского эдикта 

P.S. Москва, Политехнический музей, 1923 год, из диспута архиепископа Илариона с Луначарским:
«– Как же так, вы, служители культа, совершенно погрязли в противоречиях. С одной стороны, для вас Священное Писание – это нечто непререкаемое, а с другой, там ведь неоднократно говорится, что несть власти не от Бога. А советскую власть вы не любите. А советскую власть вы ругаете, недовольны ею. Как вы, гражданин Троицкий, ответите на это вопрос?
- А мы разве говорим, что советская власть не от Бога? Да, конечно, от Бога! В наказание нам за грехи…»

Комментариев нет:

Отправить комментарий