пятница, 15 декабря 2017 г.

Литература и православный календарь

На него, как особое время, нанизывались практически все события дореволюционной народной жизни и литературы (и некоторое время после - как писателей, так и героев их произведений). Наиболее явно это прослеживается в романе Ивана Шмелёва "Лето Господне", который и был так задуман по своему построению: "Смысл и красота православных праздников, обрядов, обычаев, остающихся неизменными из века в век, раскрыт настолько ярко и талантливо, что роман стал подлинной энциклопедией жизни русского православного человека" (подробнее писала здесь)

И вот ещё один подобный случай, но уже в поэзии.

       Художник - Аида Лисенкова-Ханемайер
Марина Ивановна Цветаева (1892–1941) родилась в семье ученого, искусствоведа Ивана Цветаева. Девочка росла в православной среде. Ее дед был священником, в семье всегда отмечались церковные праздники. Цветаева хорошо знала христианские традиции и часто использовала религиозные мотивы в своей лирике. Например, она не раз подчеркивала, что родилась в день памяти апостола Иоанна Богослова (26 сентября / 8 октября):

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.




Однако в ранних стихотворениях Цветаевой очень сильна атеистическая нота, поэт сомневается в существовании Бога. Взросление и переживание Первой мировой войны сильно изменили взгляды Цветаевой на православную веру. В эти годы её поэзия — это поэзия человека, который явно расположен к христианству. Религиозные темы и библейские образы теперь становятся одними из главных в её творчестве.

Чем сильнее в военные годы и во времена революции и Гражданской войны утверждается атеизм как главенствующий принцип жизни (особенно после победы большевиков), тем более настойчиво и вопреки всему стихи поэтессы наполняются религиозными переживаниями, утверждением православной веры, церковности. Достаточно просто прочесть названия стихов того времени: «Первый день Пасхи», «Вербное воскресенье 1918»,«Сергиев день», «Успение», «Канун Благовещенья», «Пасхальная неделя», «Третий день Пасхи 1918» и т.д.


Я счастлива жить образцово и просто:
Как солнце - как маятник - как календарь.
Быть светской пустынницей стройного роста,
Премудрой - как всякая Божия тварь.


Знать: Дух - мой сподвижник, и Дух - мой вожатый!

Входить без доклада, как луч и как взгляд.
Жить так, как пишу: образцово и сжато, -
Как Бог повелел и друзья не велят.


(22 ноября 1918)

освящённое Марине Цветаевой - процитировано из статьи журнала "Фома".
Викторину Знаете ли вы Цветаеву?  - встретила на портале Правмир).

Комментариев нет:

Отправить комментарий