суббота, 5 ноября 2016 г.

Димитриевская суббота: день поминовения усопших



Дмитриевская суббота — день всеобщего поминовения усопших, родительская суббота в богослужебном уставе Русской, Украинской, Сербской (Митровске задушнице) и некоторых других Поместных Православных церквей перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября по ст.ст./8 ноября по н. ст.)





Имея веру в бессмертие душ праведников, в воскресение после смерти, Страшный Суд и последнее воздаяние каждому по делам их, церковь Христова не оставляет своих умерших без молитвы. В особенности же в первые дни после смерти физического тела и в дни общего поминовения упокоившихся. 

Верные молятся за усопших близких своих на третий, девятый и сороковой дни, а также в дни годовщины их преставления. Кроме этих дней установлены еще особые дни для торжественного всеобщего поминовения усопших:
суббота мясопустная(за неделю до Великого поста), субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста, Радоница (в народе называемые "проводы", вторник после Фоминой недели, когда к могилам близких идут со счастливой вестью о Воскресении Христовом), суббота перед днем святой Пятидесятницы (Троицкая поминальная). 

Кроме того определено поминать “православных воинов за веру и отечество жизнь на поле брани положивших” в субботу перед днем великомученика Димитрия Солунского (Дмитриевская поминальная), в день Усекновения главы Иоанна Крестителя и 9 мая — это единственный день особого поминовения усопших в году, который имеет фиксированную дату, день победы в Великой Отечественной войне. 

У Бога все живы, и память и молитва о наших усопших родных и друзьях — важная часть христианской веры. Необходимо помнить, что молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной: вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может уже сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

По церковному преданию, Димитриевская суббота, бывшая первоначально днем поминовения православных воинов, «защитников земли Русской», установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским после тяжёлой и кровопролитной битвы на Куликовом поле, которая совершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

"Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя... Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам" (Евангелие от Иоанна 15.13)

"...возвратился в Москву великий князь, получивший за столь славную победу над татарами прозвище Донского, и немедленно отправился к преподобному Сергию. 
Прибыв в обитель, он от всего сердца воздал благодарение Господу, «Сильному во бранех», благодарил святого игумена и братию за молитвы, рассказал преподобному подробно о битве, повелел служить заупокойные литургии и панихиды за всех воинов, убиенных на Куликовом поле…"
(Димитрий Ростовский. 
Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия, Радонежского чудотворца)

В XIX веке мнение о связи Дмитриевской субботы и памяти воинов, погибших в Куликовской битве, становится общепринятым, и в 1903 году был издан императорский указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам «за веру, царя и Отечество во брани живот свой положившим».




Андрей Городничев "После атаки"

"Молитва о погибших воинах"

Всесильный Бог, молю тебя сейчас
О тех, кто не вернулся с поля боя,
В ком светлый дух уже давно погас
И те, кого мы вспоминаем стоя.
Прошу, храни покой святых сынов,
Кто пал в боях больших и даже малых,
Кто за Отчизну кровь пролить готов
И тех, кто был достоин пьедестала.
Храни покой всех тех, кто умирал
Среди бомбёжек и резни кровавой,
Среди морей, полей, лугов и скал
И кто покрыл себя нетленной славой.
Храни покой всех тех, кто не сумел
Увидеть битвы грозной окончанье.
Лишь только память - вечный их удел,
Храни покой в ночи и утром ранним.
Храни их Бог средь золотых полей
В благом Раю, где место им отныне,
Всем тем, кто жизни не щадил своей
И в ком сердца вовеки не остынут.
Храни покой бойцов, кто принял бой,
С неисчислимой злобной вражьей силой,
Свои объятья ты для них открой,
Для тех солдат, чья жизнь нас сохранила.
Храни покой всех тех, кто погибал
В боях за Брест, в горах Афганистана.
Храни всех тех, чей подвиг вечным стал
И тех, кого забыли слишком рано.


Поскольку каждый христианин при Крещении получает звание Христова воина, то постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.



На богослужении вечером в пятницу накануне родительской субботы совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. 


Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду. 

Димитриевскую субботу проводили торжественно: после Божественной литургии в храме, ходили на могилы своих усопших родственников и служили здесь панихиды, устраивали тризны. Торжественный поминальный обед длился довольно долго, все вели себя сдержано. Вспоминали лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми могло гордиться не одно поколение этого рода.

Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва:

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.


Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий