пятница, 20 марта 2015 г.

Православные святые: "...от тайги до британских морей"

                                Икона всех святых      
  в земле Британской и Ирландской просиявших

огда мы оказались на Западе, мы встретили братьев и сестёр... Потому что у нас было общее наследие — вера во Христа. И потому что в каждой стране Запада были сонмы святых, которые с нами разделяли исконную христианскую веру, исповеданную равно Западом и Востоком, до разделения Востока и Запада [в 1054 году]

И так было изумительно дивно, видя храмы в этой стране, во Франции, в Германии, во всех странах Запада, узнавать имена святых, которые были западными святыми и которых мы почитали, не зная или забывая, что они западные, а не русские, славянские святые". 
                                                                                                      (Антоний, епископ Русской православной церкви, митрополит Сурожский)


17 марта западный христианский мир отмечает День святого Патрика, Просветителя Ирландского. В православных календарях празднование приходится на 31 марта и третью неделю по Пятидесятнице, когда совершается память Всех Святых, в земле Британской Просиявших - этот святой почитается и Православием, как и многие другие православные святые Великобритании и Ирландии, которые с нами разделяли исконную христианскую веру, исповеданную равно Западом и Востоком до разделения в 1054 году.

Перечень древних святых ещё неразделённой Церкви огромен — это святые Патрик, Брендан, Бригита Ирландская, Давид Уэльсский, Геновефа (Женевьева) Парижская, Герман Осеррский, Исидор Севильский… Даже такое, казалось бы, "не наше" имя как Эдуард - православное, в честь короля-страстотерпца Эдуарда (+ 979 г., память 18/31 Марта).

"...оно заводит в наши святцы Святых, которые вроде никак не были связаны с Русью, хотя на самом деле все в мире связано. Патрик, например, поучаствовал косвенно в евангелизации Скандинавии. А скандинавы были первыми носителями христианской веры на Руси. У нас первые мученики - это варяги Федор и Иоанн. Поэтому, в принципе, связано все" (прот.Андрей Ткачев)

Для меня открытие "православных британцев" началось со стихотворения Якова Полонского "Бэда-проповедник":







Был вечер; в одежде, измятой ветрами,
Пустынной тропою шел Бэда слепой;
На мальчика он опирался рукой,
По камням ступая босыми ногами,-
И было все глухо и дико кругом,
Одни только сосны росли вековые,
Одни только скалы торчали седые,
Косматым и влажным одетые мхом.

Но мальчик устал; ягод свежих отведать,
Иль просто слепца он хотел обмануть:
"Старик! - он сказал,- я пойду отдохнуть;
А ты, если хочешь, начни проповедать:
С вершин увидали тебя пастухи...
Какие-то старцы стоят на дороге...
Вон жены с детьми! говори им о Боге,
О Сыне, распятом за наши грехи".

И старца лицо просияло мгновенно;
Как ключ, пробивающий каменный слой,
Из уст его бледных живою волной
Высокая речь потекла вдохновенно -
Без веры таких не бывает речей!..
Казалось - слепцу в славе небо являлось;
Дрожащая к небу рука поднималась,
И слезы текли из потухших очей.

Но вот уж сгорела заря золотая
И месяца бледный луч в горы проник,
В ущелье повеяла сырость ночная,
И вот, проповедуя, слышит старик -
Зовет его мальчик, смеясь и толкая:
"Довольно!.. пойдем!.. никого уже нет!"
Замолк грустно старец, главой поникая.
Но только замолк он - от края до края:
"Аминь!" - ему грянули камни в ответ. 

<1840-45>

Н.К.Рерих. Бэда-проповедник. 1945.

P.S. "Иногда проще разговорить камень, чем разбудить сердце. Камни так редко очеловечиваются, но люди часто каменеют..." 

Версия от Ноургир

РАССКАЗ КАМНЯ О БЭДА-ПРОПОВЕДНИКЕ


Я также лежал в то далекое время
И также терпел неподвижности бремя.

Мне в спину собрат мой плечо упирал,
Но в мыслях своих я себя утешал,

Ведь родич с ладошку лежал подо мной
И массу мою выносил над собой.

Должно быть, еще тяжелей ему было,
Ведь тело мое его в землю вдавило.

Бедняга в сильнейшей страдал тесноте:
К тому же и света не зрел в темноте.

Нас сотни лежало в долине у скал,
И сосен высоких нас строй окружал.

Однажды внизу по тропинке глухой
С мальчишкой чумазым брел Бэда слепой.

Одежда его была смята ветрами:
Он, часто дыша, шел босыми ногами.

Он посох древесный в тропу упирал
И сзади мальчишку за руку держал.

Но мальчик, устав, захотел отдохнуть
И старца слепого решил обмануть.

Он крикнул: «Старик! Наверху пастухи…
Молитвой сердечной очисть их грехи.

Скажи им о Боге. Они бьют поклоны.
Стоят рядом с ними их дети и жены».

А сам он в лесок за ручей убежал:
Там, спрятавшись, ягоды, видно, вкушал.

И старец седой в тот же миг оживился,
Из уст его бледных огонь заструился.

Его просиял лик, как солнце средь туч,
А голос стал звонок вдруг, тверд и могуч.

Казалось, что небо во всей своей славе
Являлось слепцу в его ветхой оправе.

От слов золотых, внятных даже горам,
Из глаз его слезы текли по щекам.

Я слышал, как бор вековой зазвучал,
Когда он свои жемчуга рассыпал…

Диск Солнца уж сел на зазубрины скал,
Мальчишка вернулся и старцу сказал:

«Дедуля, уймись, никого уже нет».
Поник головою тут анахорет.

Но только затих он, – посеявший свет,
«Аминь!!!» – ему грянули все мы в ответ.


Комментариев нет:

Отправить комментарий